История Ольги Броварец, на мой взгляд, показательна. Казалось бы, вот самая молодая в Украине доктор наук, которая занимается перспективными исследованиями. Их результаты оценило профессиональное сообщество и в нашей стране, и за рубежом. Очень красивая история. Но попав в медийное поле, она стала поводом для скандала: ученые разоблачили журналистов, «придумавших» сенсацию, а журналисты – обвинили ученых в закрытости, косности и зависти к более успешной коллеге.
Взаимные претензии «высоколобых» ученых и журналистов, которые «не умеют писать о науке» – далеко не новость. Ученые уверены: научной журналистики в Украине фактически нет. Сделать репортаж о научном открытии сложнее, чем о драке в Верховной Раде, вот никто и не хочет «напрягаться». Популярные общественно-политические издания «выбирают» новости под тэгом #зрада: коррупция в вузах, «распил» грантов в академических институтах, громкие заявления политиков «от науки» о том, что «все пропало» и шансов на достойное будущее в инновационной экономике у нас нет. Историй успеха критически мало: либо открытие мирового уровня, либо замалчивание. По мнению ученых, сюжеты о науке подаются журналистами по тем же «законам жанра», что и политические новости. Отсюда – искажение фактов, слова, вырванные из контекста, погоня за броскими заголовками и смелыми обобщениями.
С другой стороны, журналистам тоже есть, что «предъявить» ученым. Сотрудники НИИ считают «самопиар» лишним, а иногда и вредным занятием, неохотно общаются с прессой, не умеют популярно рассказать о сложных вещах и презентовать свои разработки широким массам. Кроме того, «научный» контент не интересен редакторам, а специализированные издания – потенциальным спонсорам. Поэтому – имеем, что имеем.
Худшее, что можно сделать в этой ситуации – продолжить обмениваться обидами и выяснять, кто виноват. Выход есть, но для этого нужно постепенно избавляться от стереотипов. Убежден, в сегодняшней Украине возможны и качественная научная журналистика, и популярная наука.
Во-первых, страна не стоит на месте. За последние три года наука начала выходить из лабораторий «в люди». И оказалось, что популяризация «заумных вещей» – увлекательно и востребовано. Ярмарки и фестивали науки становятся праздником для всей семьи, а коворкинги, где проходят лекции по ядерной физике, требуют от посетителей предварительной регистрации, потому что не могут вместить всех желающих. В Украине открываются фаблабы и IT-инкубаторы, экспериментариумы и лектории. Пока это нишевые проекты, но чем больше будет таких креативных форматов, тем лучше для науки. В том числе – академической.
Во-вторых, СМИ с научным контентом могут быть популярны, а, значит, интересны рекламодателям. Масса зарубежных примеров – тому доказательство. В Украине подобные ресурсы только начинают «раскручиваться». На сегодняшний день в Украине – около 50 научно-популярных (не специализированных!) печатных изданий. Половину из них можно смело назвать «псевдонаучными». Они пишут об эзотерике и астрологии, а не молекулярной биологии. И тот, кто решится рассказывать о «серьезной» науке, но будет это делать ярко, доступно, грамотно, имеет все шансы на коммерческий успех. Более того, такую журналистику признают и сами ученые. Как сказал недавно один из сотрудников ведущего украинского НИИ, «научная журналистика – на самом деле прекрасный бизнес-проект. У вас не будет конкурентов, если вы научитесь это делать».
В-третьих, выгоду от создания в Украине научных СМИ, специализированных информационных агентств и пресс-центров может получить наш бизнес. Сегодня многие бизнесмены, желая найти инновационные идеи и разработки, попросту не знают, куда и к кому обратиться. Поэтому любая медийная площадка, аккумулирующая новости из украинских лабораторий, институтов и стартапов, будет полезна потенциальным инвесторам. Подобная площадка станет «местом встречи» науки и бизнеса. И бизнес будет заинтересован в поддержке таких информационных проектов.
В-четвертых, ученым и медийщикам есть чему поучиться друг у друга. Ученые могли бы рассказать, как профессионально освещать те или иные научные темы, а журналисты – как общаться с прессой и презентовать свои открытия. Формат может быть любой: тренинги, экспресс-курсы, мастер-классы и даже воркшопы. Думаю, помочь с организацией таких обучающих мероприятий сможет бизнес, делающий ставку на инновации. Главное – открытость и готовность к диалогу.
Хочется верить, что все стороны конфликта вынесут урок из истории вокруг исследования молодой ученой. И Ольга Броварец когда-нибудь получит Нобелевскую премию, а в нашем обществе начнется, наконец, дискуссия о том, зачем науке коммуникации и как их построить, чтобы в выигрыше остались все.
Предприниматель, меценат